«О количестве ракя‘атов таравих-намаза вообще, и о Сунне»
السؤال : ” كم عدد ركعات التراويح ؟ وهل ما يفعله الناس في الحرمين ، من صلاتها عشرين ركعة ، هو السنة ؟ لأننا نصليها ثمان ركعات ؟ “
Вопрос: “Каково количество ракя‘а́тов у тара́ви́х-намаза? И является ли су́нной именно то, что делают на территории Аль-Харама́йн, — Мекки и Медины, — совершая его в 20 ракя‘а́тов? Я к тому, что лично мы совершаем его в 8 ракя‘а́тов!”.
الجواب : « التراويح — من السنن المؤكدة في شهر رمضان ، التي ينبغي الحرص على أدائها جماعةً ، — كما هي السنة الجارية في أكثر بلاد المسلمين . وأما عدد الركعات ، ففيه قولان مشهوران عند الفقهاء :
Ответ: «Намаз «Ат-Тара́ви́х» входит в число молитв, настоятельно рекомендуемых к совершению су́нна му’а́ккяда, — на протяжении месяца Рамадан, — которые нужно стараться выстаивать коллективно. Собственно, как таковая традиция и повелась в большинстве мусульманских городов.
Что касается количества ракя‘а́тов, то на этот счёт у учёных-правоведов имеется два широко известных мнения:
• القول الأول : عشرون ركعة . وهو قول الجمهور الحنفية والشافعية والحنابلة ، وقول عند المالكية
• Первое мнение: Двадцать ракя‘а́тов. И это мнение принадлежит большинству джумху́р ханафи́тов, ша́фи‘и́тов, ханбали́тов, и является одним из мнений у ма́лики́тов.
• المذهب الحنفي — قال السرخسي ، رحمه الله تعالى : « فَإِنَّهَا عِشْرُونَ رَكْعَةً ، سِوَى الْوِتْرِ ، عِنْدِنَا . وَقَالَ مَالِكٌ ، رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى : ” السُّنَّةُ فِيهَا سِتَّةٌ وَثَلَاثُونَ “ » ، — من ” المبسوط “ ، ١٤٤/٢
• Ханафи́тский ма́зхаб — Ас-Сархаси́, да смилуется над ним Всевышний Аллах, пишет:
«…Так что он — по нашему, ханафи́тскому мнению — представляет собой 20 ракя‘а́тов, не считая витр-намаза. А Ма́лик, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: “Су́нна в отношении этого намаза — 36 ракя‘а́тов!”», – из книги «Аль-Мабсу́т», 144/2.
• المذهب الشافعي — قال الإمام النووي ، رحمه الله تعالى : « أَمَّا حُكْمُ الْمَسْأَلَةِ ، فَصَلَاةُ التَّرَاوِيح —ِ سُنَّةٌ ، بِإِجْمَاعِ الْعُلَمَاءِ . وَمَذْهَبُنَا أَنَّهَا : عِشْرُونَ رَكْعَةً ، بِعَشْرِ تَسْلِيمَاتٍ » ، — من ” المجموع “ ، ٣١/٤
• Ша́фи‘и́тский ма́зхаб — Ан-Навави́, да смилуется над ним Всевышний Аллах, пишет:
«Что касается решения по данному вопросу, то тара́ви́х-намаз — су́нна, по единогласному мнению иджма́‘ учёных. Позиция нашего — ша́фи‘и́тского — ма́зхаба заключается в том, что: он состоит из 20 ракя‘а́тов, с 10 тасли́мами / завершениями!», – из книги «Аль-Маджму́‘», 31/4
• المذهب الحنبلي — قال البرهان ابن مفلح ، رحمه الله تعالى : « ” وَهِيَ عِشْرُونَ رَكْعَةً “ ، — فِي قَوْلِ أَكْثَرِ الْعُلَمَاءِ » ، — من ” المبدع في شرح المقنع “ ، ٢٢/٢
• Ханбали́тский ма́зхаб — Бурха́ну-д-Дин Ибн Му́флих, да смилуется над ним Всевышний Аллах, пишет:
«“И он представляет собой 20 ракя‘а́тов”, – согласно мнению большинства учёных!», – из книги «Аль-Му́бди‘ фи ша́рхи-ль-Му́къни‘», 22/2.
• القول الثاني : ست وثلاثون ركعة . وهو المشهور في مذهب الإمام مالك ، رضي الله عنه
• Второе мнение: Тридцать шесть ракя‘а́тов. И оно широко известно в ма́зхабе Имама Ма́лика, да будет доволен им Аллах.
• ففي ” المدونة “ ، ٢٨٧/١ : « وَهُوَ تِسْعَةٌ وَثَلَاثُونَ رَكْعَةً بِالْوِتْرِ ؛ سِتٌّ وَثَلَاثُونَ رَكْعَةً ، وَالْوِتْرُ ثَلَاثٌ » ، — انتهى
Так в «Аль-Муда́ввана», 287/1, пишется: «Он представляет собой 39 ракя‘а́тов, вместе с витр-намазом; непосредственно сам 36 ракя‘а́тов, и 3 ракя‘а́та витр-намаза!», – завершилась цитата.
فما يفعله الناس اليوم في الحرمين الشريفين ، — من إقامتها عشرين ركعة ، — هو السنة المأثورة عن أكثر السلف ، رحمهم الله تعالى
Поэтому то, как поступают люди на территории Аль-Харама́йн, — совершая его в виде 20 ракя‘а́тов, — является су́нной, передающейся от большинства Праведных Предшественников, да помилует их Аллах!
وهي السنة التي جمع سيدنا عمر ، رضي الله عنه ، الناس عليها في المدينة المنورة ، خلف أُبي بن كعب ، رضي الله عنه » ، — انتهى . أجاب : الشيخ عبدالله بن سعد الشهراني ، حفظه الله تعالى ونفعنا به
И это, также, является той самой су́нной, вокруг которой наш господин ‘У́мар, да будет доволен им Аллах, собрал людей в Лучезарной Медине, позади Уба́йя бни Кя́‘ба, да будет доволен им Аллах!», – конец цитаты.
Ответил: Шайх ‘А́бдулла́х бну Са‘д аш-Шахра́ни́, да сохранит его Аллах и не лишит нас пользы от него.